23.01.2020
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 2 декабря 2015
г. N 2471-р
1. Утвердить прилагаемую Концепцию
информационной безопасности детей (далее - Концепция).
2. Минкомсвязи России совместно с другими
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить
реализацию Концепции.
3. Рекомендовать органам исполнительной
власти субъектов Российской Федерации при формировании и осуществлении
региональных программ в сфере информационной безопасности детей учитывать
положения Концепции.
4. Реализация Концепции
осуществляется заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в
пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на
соответствующий финансовый год.
Председатель
Правительства
Российской
Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждена
распоряжением
Правительства
Российской
Федерации
от 2 декабря 2015
г. N 2471-р
КОНЦЕПЦИЯ
ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ
I. Общие положения
Стремительное развитие информационных технологий заставило
современное поколение детей и
подростков (далее - дети) столкнуться с принципиально новыми вызовами.
Взросление, обучение и социализация детей проходят в условиях гиперинформационного
общества.
Процесс социализации через традиционные
институты (семьи, школы) все активнее дополняется средствами массовой
информации и массовых коммуникаций, особенно информационно-телекоммуникационной
сетью "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), которые
становятся важнейшими институтами социализации, образования и просвещения
нового поколения, в определенной мере замещая традиционно сложившиеся формы.
Главным образом это происходит в тех случаях, когда родители (законные
представители) в семье отстраняются от своих обязанностей по воспитанию и
развитию детей и перекладывают их на внешних игроков.
При разумном и эффективном сотрудничестве
общественных и государственных институтов информационные и коммуникационные
технологии могут быть ключевыми элементами политики, способствующими сохранению
культуры России, укреплению нравственных и патриотических принципов в
общественном сознании, а также развитию системы культурного и гуманитарного
просвещения.
II. Основные принципы обеспечения информационной
безопасности
детей
Исходя из понимания информационной безопасности детей как
защиты ребенка от дестабилизирующего воздействия информационной продукции и
создания условий информационной среды для позитивной социализации и
индивидуализации, оптимального социального, личностного, познавательного и
физического развития, сохранения психического и психологического здоровья и
благополучия, а также формирования позитивного мировосприятия, государственная
политика в области обеспечения информационной безопасности детей основывается
на конституционных гарантиях равенства прав и свобод граждан и реализуется в
соответствии со следующими принципами:
признание детей равноправными участниками
процесса формирования информационного общества в Российской Федерации;
ответственность государства за соблюдение
законных интересов детей в информационной сфере;
необходимость формирования у детей умения
ориентироваться в современной информационной среде;
воспитание у детей навыков самостоятельного
и критического мышления;
развитие государственно-частного
партнерства в целях обеспечения законных интересов детей в информационной
среде;
повышение эффективности сотрудничества
представителей средств массовой информации и массовых коммуникаций и
государственных органов в интересах защиты детей от информации, способной
причинить вред их здоровью и развитию;
обучение детей медиаграмотности;
поддержка творческой деятельности детей в
целях их самореализации в информационной среде;
создание условий для формирования в
информационной среде благоприятной атмосферы для детей вне зависимости от их
социального положения, религиозной и этнической принадлежности;
взаимодействие различных ведомств при
реализации стратегий и программ в части, касающейся обеспечения информационной
безопасности детей;
обеспечение широкого доступа детей к
историческому и культурному наследию России через использование современных
средств массовых коммуникаций;
открытость и взаимодействие с другой
информационной культурой и традициями, формирование у детей объективного
представления о российской культуре как неотъемлемой части мировой цивилизации.
III. Приоритетные задачи государственной политики в области
информационной
безопасности детей
Стратегической целью государственной политики в области
информационной безопасности детей является обеспечение гармоничного развития
молодого поколения при условии минимизации всех негативных факторов, связанных
с формированием гиперинформационного общества в России.
Обеспечение информационной безопасности
детей возможно исключительно при условии эффективного сочетания государственных
и общественных усилий при определяющей роли семьи.
В связи с этим важнейшей задачей является
налаживание согласованного взаимодействия семьи, главного института
социализации и воспитания детей, с государством и всеми элементами современного
медиарынка - производителями и распространителями контента,
психолого-педагогическими экспертными сообществами и экспертными сообществами в
области художественного образования. Только тесное сотрудничество всех
участников медиаиндустрии позволит построить эффективную систему регулирования
потребления информационной продукции, максимально безопасную для психического и
физического развития и здоровья подрастающего поколения.
Семья, государство и заинтересованные в
обеспечении информационной безопасности детей общественные организации имеют
следующие приоритетные задачи:
формирование у детей навыков
самостоятельного и ответственного потребления информационной продукции;
повышение уровня медиаграмотности детей;
формирование у детей позитивной картины
мира и адекватных базисных представлений об окружающем мире и человеке;
ценностное, моральное и
нравственно-этическое развитие детей;
воспитание у детей ответственности за свою
жизнь, здоровье и судьбу, изживание социального потребительства и инфантилизма;
усвоение детьми системы семейных ценностей
и представлений о семье;
развитие системы социальных и межличностных
отношений и общения детей;
удовлетворение и развитие познавательных
потребностей и интересов ребенка, детской любознательности и исследовательской
активности;
развитие творческих способностей детей;
воспитание у детей толерантности;
развитие у детей идентичности (гражданской,
этнической и гендерной);
формирование здоровых представлений о
сексуальной жизни человека;
эмоционально-личностное развитие детей;
формирование у детей чувства
ответственности за свои действия в информационном пространстве;
воспитание детей как независимых,
ответственных и самостоятельно мыслящих личностей с целью изживания социального
иждивенчества.
Кроме того, совместные усилия всех
участников медиарынка должны быть направлены на минимизацию рисков
десоциализации, развития и закрепления девиантного и противоправного поведения
детей, включая такие недопустимые формы поведения, как:
агрессивное поведение, применение насилия и
проявление жестокости по отношению к людям и животным;
совершение действий, представляющих угрозу
жизни и (или) здоровью ребенка, в том числе причинение вреда своему здоровью,
суицид;
употребление наркотических средств, психотропных
и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий, алкогольной и
спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на их основе;
занятие проституцией;
бродяжничество;
попрошайничество;
иные виды противоправного поведения и (или)
преступлений.
IV. Механизмы реализации государственной политики в области
информационной
безопасности детей
Анализ международного опыта показывает, что в мировой
практике присутствуют три возможных варианта регулирования информационного
потребления с целью обеспечения безопасности детей: государственное
регулирование, саморегулирование медиа и сорегулирование медиа и государства. В
каждой стране сделан выбор в пользу одного из трех вариантов. Третий вариант
имеет значительные преимущества перед первыми двумя вариантами, представляется
наиболее эффективным и позволяет добиться желаемого успеха, если учитывает
психолого-педагогические и художественно-культурные характеристики
информационной продукции.
Учет психолого-педагогического и
художественно-культурного аспектов при оценке содержания информационной
продукции в контексте обеспечения информационной безопасности детей позволяет
обеспечить личностное, морально-нравственное и культурное развитие детей -
участников глобального информационного процесса.
Возрастно-психологический подход к оценке
вредного воздействия информационной продукции на психическое развитие, здоровье
и психологическое благополучие детей, который лег в основу Федерального закона
"О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и
развитию", показал свою достаточно высокую эффективность.
Вместе с тем при возрастной маркировке
информационной продукции необходимо учитывать, что ее основной задачей является
не развернутая характеристика информационного продукта, а сигнализирование
родителям о том, что он содержит информацию, которая может представлять угрозу
для ребенка. Кроме того, нецелесообразно расширенное толкование
правоприменителями таких терминов, как "насилие и жестокость",
которое может привести к тому, что дети будут ограничены в доступе к
информационной продукции военно-исторической направленности, являющейся в
условиях современного общества важнейшим элементом формирования патриотических
убеждений у молодого поколения.
Однако для обеспечения информационной
безопасности детей наряду с запретом информационной продукции, которая может
причинить вред развитию и здоровью ребенка, государству и обществу необходимо
содействовать созданию условий, обеспечивающих позитивную социализацию и
индивидуализацию ребенка, его психологическое благополучие и позитивное
мировосприятие.
Необходима также организация
последовательных и регулярных мероприятий государства и общественных
организаций, направленных на повышение уровня медиаграмотности детей, которые
должны с раннего возраста приобретать навыки безопасного существования в
современном информационном пространстве. Стремительное развитие информационных
и коммуникационных ресурсов, возрастающая доступность медиасредств (в первую
очередь смартфонов и планшетных компьютеров) открывают перед детьми практически
безграничные возможности для доступа к информации самого разного свойства, в
том числе и к такой, которая может нанести вред их психическому и нравственному
развитию. Усилия государства по ограничению доступа к ресурсам, содержащим
противоправный контент, не смогут полностью оградить детей от вредной
информации. Поэтому необходимо формировать у детей механизмы критической оценки
получаемых сведений. Совместные усилия семьи, общественных организаций и
государства должны быть направлены на выработку у детей навыка самостоятельной
оценки контента, умения анализировать и отличать настоящие новости от дезинформации,
противостоять манипулированию и зловредной рекламе асоциального поведения.
Кроме того, необходимо продолжение активной
деятельности контролирующих и правоохранительных органов по пресечению фактов
незаконного распространения на территории страны печатной и аудиовизуальной
продукции, запрещенной к обороту законодательством Российской Федерации, в том
числе пропагандирующей культ насилия и жестокости, порнографию, экстремистскую
деятельность, потребление наркотических средств и психотропных веществ, а также
информационной продукции, запрещенной или ограниченной для реализации
несовершеннолетним. Важным элементом этого процесса может быть привлечение
журналистских сообществ, организаций саморегулирования и общественных
организаций.
Необходимо продолжать работу по
совершенствованию механизма блокировки сайтов в сети "Интернет",
содержащих запрещенную информацию. В настоящий момент доказала свою высокую
эффективность существующая система включения (по решению уполномоченных
Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти)
пяти видов особо социально опасной информации, доступ к которой безусловно
должен быть запрещен, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов
в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать
сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение
которой в Российской Федерации запрещено. К таким видам информации относится
детская порнография, информация о продаже и изготовлении наркотиков, призывы к
осуществлению самоубийств, информация о несовершеннолетнем, пострадавшем в
результате противоправных действий (бездействия), информация, нарушающая
требования Федерального закона
"О государственном регулировании деятельности по организации и проведению
азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской
Федерации" и Федерального закона
"О лотереях" о запрете деятельности по организации и проведению
азартных игр и лотерей с использованием сети "Интернет" и иных
средств связи.
Процесс перехода Российской Федерации к
постиндустриальному обществу сопровождается последовательной компьютеризацией
общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования, иных
учреждений для несовершеннолетних, включая детские и юношеские библиотеки. В
связи с этим целесообразно предусмотреть внедрение эффективных современных
технических и программных средств защиты детей от информации, причиняющей вред
их здоровью, нравственному и духовному развитию, обеспечение соблюдения
установленных правил гигиены и безопасности при пользовании компьютерной
техникой. Для этого необходимо формирование механизма эффективного
использования средств, выделяемых из федерального бюджета и бюджетов субъектов
Российской Федерации на компьютеризацию школ и детских библиотек. Вместе с этим
необходимо обеспечить в детских и юношеских библиотеках (с сохранением
осуществляемых ими в настоящее время функций) медиабезопасность детей, создавая
для этого соответствующие технические и организационные условия, а также
правовые механизмы.
Кроме того, государству следует
поддерживать создание и осуществление деятельности организаций
саморегулирования средств массовой информации и массовых коммуникаций, а также
общественных движений и объединений, ассоциаций и движений родительской
общественности, ассоциаций потребителей продукции средств массовой информации,
образовательных и телекоммуникационных услуг, осуществляющих функции наблюдения
(мониторинга) и общественного контроля за соблюдением законодательства
Российской Федерации о средствах массовой информации и о рекламе.Перспективными
являются также разработка и внедрение специальных образовательных и
просветительских программ, содержащих информацию об информационных угрозах, о
правилах безопасного пользования детьми сетью "Интернет", средствах
защиты несовершеннолетних от доступа к информации, наносящей вред их здоровью,
нравственному и духовному развитию, предназначенных для родителей, работников
системы образования, детских и юношеских библиотек и других специалистов,
занятых обучением и воспитанием несовершеннолетних, организацией их досуга.
Следует также продолжать широкомасштабные
государственные и общественные эмпирические исследования с целью оценки
эффективности политики по защите детей от негативной информации.
Усилия семьи, общества и государства должны
быть направлены на то, чтобы ребенок с детства привыкал свободно
ориентироваться в медиапространстве, умел взаимодействовать с различными
источниками информации, не поддавался манипуляциям извне и мог делать
самостоятельные выводы о качестве информационных продуктов.
V. Ожидаемые результаты
Реализация Концепции обеспечит в 2020 году формирование в
Российской Федерации поколения молодых граждан, которые смогут свободно и
самостоятельно ориентироваться в современном информационном пространстве. Будет
создана новая медиасреда, соответствующая следующим характеристикам:
наличие развитых
информационно-коммуникационных механизмов, направленных на социализацию
молодого поколения и раскрытие его творческого потенциала;
свободный доступ детей к
историко-культурному наследию предшествующих поколений;
качественный рост уровня медиаграмотности
детей;
увеличение числа детей, разделяющих
ценности патриотизма;
гармонизация меж- и внутрипоколенческих
отношений;
популяризация здорового образа жизни среди
молодого поколения;
формирование среди детей устойчивого спроса
на получение высококачественных информационных продуктов;
снижение уровня противоправного и
преступного поведения среди детей;
формирование у детей уважительного
отношения к интеллектуальной собственности и авторскому праву, сознательный
отказ от использования "пиратского" контента.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 23.01.2020
Дата обновления: 23.01.2020
Дата публикации: 23.01.2020